Казачье крылатое племя

В 2010 году отмечают юбилеи два военных учебных заведения, навсегда связанные своей историей с героической Сталинградской – Волгоградской землей. Это 7-ая Сталинградская спецшкола ВВС, которой исполняется 70 лет и Качинское высшее военное авиационное училище летчиков. 21 ноября 2010 года исполняется 100 лет со дня основания Качинского высшего военного авиационного училища летчиков имени А.Ф. Мясникова, базировавшегося в Волгограде на протяжении более 40 лет, с 1954 по 1998 годы. Более 16 тысяч офицеров подготовило училище за годы своего существования, давая путевку в жизнь молодым людям, оберегающим воздушное пространство нашей Родины, прославляющим высокой летной выучкой и пилотажным мастерством учебное заведение, являвшееся одним из старейших военных авиационных училищ нашей страны. Из стен училища вышли летчики мирового класса – Александр Иванович Покрышкин, Иван Николаевич Степаненко, сотни других офицеров, олицетворявших и олицетворяющих гордость Военно Воздушных сил России. Выпускниками Качи являются 367 Героев Советского Союза, 12 маршалов авиации, 26 Героев Российской Федерации, 7 Героев - космонавтов. В Качинском училище было аккумулировано все лучшее, что имела авиация России с первых лет своего существования. А начиналось всё вполне спокойно и буднично. Век двадцатый начинался в России, как и обычно. Русский человек продолжал оставаться «пленником» Земли, лишь мечтая о покорении небесных просторов. Однако в 1910 году Великий князь Александр Михайлович Романов, восхитившись перелетом французского авиатора Луи Блерио через Ла- Манш, решил заняться новым для России делом- созданием Российской авиации. Он сразу увидел в хрупких в то время аэропланах их великую роль в будущем. Одним из первых поддержал идею Великого князя потомственный казак Вячеслав Матвеевич Ткачев, в последствии генерал – майор, выдающийся русский военный летчик, 125 – летие которого мы также будем праздновать в этом году. Именно он по праву достоин называться первым Главнокомандующим Военно-воздушными силами России. Родился первый Главком ВВС России в станице Келермесской на Кубани. После окончания Нижегородского кадетского корпуса Вячеслав Матвеевич поступил в Константиновское артиллерийское училище и в июне 1906 года получил чин хорунжего и должность младшего офицера 2-й Кубанской казачьей батареи. В августе 1910 года Ткачева назначили на должность офицера-воспитателя в Одесский кадетский корпус. Здесь он впервые увидел самолет, полеты летчиков местного аэроклуба, и твердо решил связать свою жизнь с авиацией. Вскоре сотник Ткачев был зачислен в школу Одесского аэроклуба и уже в первые пять месяцев учебы совершил 738 полетов. В начале сентября 1912 года Ткачев добивается зачисления в Севастопольскую военную авиашколу, которая была первым учебным заведением России, готовившим военных летчиков, в последствии ставшим Качинским летным училищем. Через две недели новоиспеченный военный летчик выезжает в Киев, куда он получил назначение на должность младшего офицера 11-го корпусного авиаотряда. Вскоре в тот же отряд прибывает выпускник Гатчинской авиашколы Петр Нестеров, один из лучших товарищей молодого казака Вячеслава Ткачева. Именно он, Нестеров, 27 августа 1913 года над Сырецким аэродромом совершил свою знаменитую «мертвую петлю». А вскоре уже сам Ткачев вылетел из Киева на моноплане «Ньюпор» в Екатеринодар. Кубанское казачество торжественно приветствовало своего земляка. Киевское же общество воздухоплавания наградило его золотым жетоном с надписью «За выдающийся перелет Киев – Екатеринодар. 1913». С началом Первой мировой войны Ткачев со своим отрядом убывает на фронт, и уже через неделю отправляется в первый боевой полет. В третьем вылете казак – авиатор проводит успешную воздушную разведку, за результаты которой ему первому среди русских летчиков вручают орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. В приказе о награждении, опубликованном в официальном отделе газеты «Русский инвалид», говорилось, что этот орден дается «…подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, что 12 августа 1914 года произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблина, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и, несмотря на действенный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к содержанию решительного успеха над противником». В январе 1917 года вышла в свет книга Ткачева «Материал по тактике воздушного боя», в которой автор проанализировал свой практический опыт, особенности, основные приемы, тактику одиночных и групповых воздушных боев на фронте. Этот оригинальный труд по достоинству оценил Великий Князь Александр Михайлович: «Войскового старшину Ткачева от души благодарю за составление первого руководства по тактике воздушного боя. Прошу всех летчиков твердо усвоить приводимые основы воздушного боя…». Несмотря на высокий командный пост, Ткачев продолжал участвовать в боевой работе. За умелое ведение воздушной разведки он был удостоен Георгиевского оружия. Осенью 1918 года Ткачев возвращается на Кубань и приступает к формированию первого казачьего авиаотряда. По инициативе Ткачева широко использовались совместные атаки низколетящих самолетов и конницы. Именно к этому периоду относятся наиболее удачные операции «белой авиации» против конных групп Красной Армии. В Крыму она «часто восполняла недостаток в живой силе, нередко брала на себя выполнение кавалерийских задач, являлась подчас тем стратегическим резервом, пользуясь которым Главное командование вырывало победу из рук противника». В октябре того же года Ткачев эвакуировался из Крыма в Константинополь с остатками армии Врангеля. С трудом пережив в эмиграции военное лихолетье, Ткачев принял решение вернуться в Россию. Однако по прилете в Москву его посадили в одиночный карцер на Лубянке и предъявили абсурдное обвинение – он, дескать, немецкий агент, посланный для ведения шпионажа. Приговор был суровый: 10 лет тюремного заключения без права переписки. Но это не сломило мужества Ткачева. В лагере, с трудом получив разрешение, он пишет труды по военной психологии и истории авиации. Такие, например, как «Анализ исторического развития авиации» (1948-1949), «Военный летчик штабс-капитан Нестеров» (1951-1954) и другие. За колючей проволокой он находил в себе силы заниматься этой работой, не имея под рукой справочников и данных архивов. Главным трудом Вячеслава Матвеевича Ткачева стала книга «Крылья России», которая при его жизни так и не была издана. Умер казачий генерал в 1965 году, а реабилитирован только через 27 лет. Страна помнит и других казаков – авиаторов. В буквальном смысле слова взлетели они в небо и приложили максимум усилий для создания авиации, как науки. Среди них трое казаков Сибирского казачьего Войска – Александр Казаков – одержал 20 воздушных побед. Он же стал автором второго в истории авиации воздушного тарана, сбив 9 марта 1915 года немецкий «Альбатрос». Казаков успешно сумел посадить свой аэроплан. Запорожский казак - пилот Евграф Крутень записал на свой счет шесть сбитых немецких планеров. И пять кайзеровских аэропланов сбил уроженец станицы Новочеркасской – донской казак Алексей Пишванов. Уральский казак Георгий Горшков совершил первым в России дальний полет. С его же именем связано рождение русской бомбардировочной авиации. Создателем приемов воздушной разведки в русской авиации стал авиационный генерал среди донских казаков – генерал-майор Вячеслав Баранов, казак станицы Луганской. Богата оказалась Донская земля на героев – авиаторов начала века, первых качинцев. На ней получили первые летные уроки Главкомы ВВС страны - А.Н.Ефимов, В.М.Михайлов, П.С.Дейнекин. А как же иначе? Ведь только свободолюбие души казака сочетается с подвигом и бесстрашием на небесных просторах России. Вся история Качинского училища, дела и подвиги его воспитанников золотыми буквами вписаны в историю Российского государства. Волгоградцы никогда не забудут героев – летчиков, прославивших Качу, и поздравляют всех её выпускников с юбилеем. Многие выпускники Качи и сейчас передают свой опыт подрастающему поколению. Среди них - директор Волгоградского кадетского казачьего корпуса имени Героя Советского Союза К.И.Недорубова, созданного в 2009 году, Владлен Стратулат, который является выпускник Качи 1988 года. Пройдя в Качинском училище настоящую школу офицера, Владлен Георгиевич и сейчас в боевом строю. Инициативный, грамотный руководитель, умеющий оперативно решать наиболее значимые проблемы вверенного ему учреждения, всегда готов передавать весь свой офицерский опыт Волгоградским казакам - кадетам - будущим защитникам Родины, защитникам Российской земли, Российского неба.