Воздушная кавалерия России

6 октября 2010 года исполнится 125 лет со дня рождения выдающегося русского военного летчика генерал-майора Ткачева Вячеслава Матвеевича, который по праву достоин называться первым Главнокомандующим Военно-воздушными силами России. Первоначально активное участие в создании военной авиации, становлении авиационного дела в действующей армии в должности «заведующего авиацией и воздухоплаванием» принимал Великий Князь Александр Михайлович Романов. Его именем назвали открывшуюся в 1910 году Севастопольскую авиашколу. В ноябре 1916 года Александра Михайловича назначили начальником Полевого управления авиации и воздухоплавания, штаб которого назывался «Авиаканц». Не будучи летчиком, Великий Князь ведал в основном кадровыми вопросами, сбором сведений о действия авиачастей, обеспечением их самолетами, моторами, вооружением, что не добавляло ему и его подчиненным штабистам авторитета у авиаторов. Одновременно между Полевым управлением и созданным несколькими месяцами раньше Управлением воздушного флота («Увофлотом») развернулась настоящая борьба за главенство, что не пошло на пользу самой авиации. Первым же непосредственно возглавлял организацию и ведение летного дела именно Вячеслав Матвеевич Ткачев.   Родился первый Главком ВВС России в станице Келермесской на Кубани в семье потомственного дворянина, полковника в отставке. На хуторе Ткачевых имелось 200 лошадей, мельница и маслобойка. В.М.Ткачев окончил Нижегородский кадетский корпус. Его одноклассником был Петр Нестеров. После окончания кадетского корпуса поступил в Константиновское артиллерийское училище и в июне 1906 года получил чин хорунжего и должность младшего офицера 2-й Кубанской казачьей батареи. За четыре последующих года Ткачев дослужился до начальника учебной команды артиллерийского соединения Кавказского корпуса, после чего в его жизни произошел крутой поворот. В августе 1910 года Ткачева назначили на должность офицера-воспитателя в Одесский кадетский корпус. Именно здесь он впервые увидел самолет, полеты летчиков местного аэроклуба, и твердо решил связать свою жизнь с авиацией. Вскоре сотник Ткачев был зачислен в школу Одесского аэроклуба и уже в первые 5 месяцев учебы совершил 738 полетов продолжительностью более 90 часов. В ноябре 1911 года ему вручили диплом пилота за номером 65. Незадолго до окончания учебы в аэроклубе Ткачев был замечен Великим Князем Александром Михайловичем, которого поразило летное мастерство молодого казака, и он предложил сотнику перейти в военную авиацию. В начале сентября 1912 года под покровительством Великого Князя Ткачев добивается зачисления в Севастопольскую военную авиашколу, которая была первым учебным заведением России, готовившим военных летчиков. Здесь Ткачев проходит обучение на моноплане «Ньюпор» и 17 декабря 1912 года успешно сдает экзамен на звание военлета. Его успехи в обучении летному мастерству отмечены орденом Святой Анны 3-й степени. Через две недели новоиспеченный военный летчик выезжает в Киев, куда он получил назначение на должность младшего офицера 11-го корпусного авиаотряда.   Вскоре в тот же отряд прибывает выпускник Гатчинской авиашколы Петр Нестеров, который 27 августа 1913 года над Сырецким аэродромом совершил свою знаменитую «мертвую петлю». А вскоре уже сам Ткачев вылетел из Киева на моноплане «Ньюпор» в Екатеринодар. Кубанское казачество торжественно приветствовало своего земляка. Три дня в Екатеринодаре Ткачев совершал показательные полеты, катая наиболее храбрых пассажиров. Киевское же общество воздухоплавания наградило его золотым жетоном с надписью «За выдающийся перелет Киев – Екатеринодар. 1913». Всего за 1913 год Ткачев совершил 211 полетов, проведя в небе 135 часов 57 минут, это был лучший результат в 11-м корпусном авиаотряде. В следующем году Ткачева назначили на должность начальника 20-го корпусного авиаотряда, а штабс-капитан Нестеров возглавил 11-й. С началом Первой мировой войны Ткачев со своим отрядом убывает на фронт, и уже через неделю отправляется в первый боевой полет, а в третьем вылете проводит успешную воздушную разведку, за результаты которой ему первому среди русских летчиков вручают орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия 4-й степени. В приказе о награждении, опубликованном в официальном отделе газеты «Русский инвалид», говорилось, что этот орден дается «…подъесаулу Вячеславу Ткачеву за то, что 12 августа 1914 года произвел смелую и решительную воздушную разведку в районе Люблин – Бельжице – Ополе – Юзефов – Аннополь – Боров – Госцерадово – Уржендово Красник – Люблин, проник в тыл и фланги неприятельского расположения и несмотря на действенный огонь противника по аппарату, сопровождавший его в течение всего полета и повредивший жизненные части аппарата, с исключительной находчивостью, доблестным присутствием духа и беззаветным мужеством выполнил возложенную на него задачу по раскрытию сил и определению движения колонн противника, вовремя доставил добытые разведкой сведения первостепенной важности и тем способствовал принятию стратегических решений, приведших к одержанию решительного успеха над противником». В январе 1915 года Ткачев выехал в Севастопольскую авиашколу для переучивания на новый тип самолета и вскоре, на отдыхе в Сочи, получил заманчивое предложение – возглавить авиаотряд охраны императорской резиденции в Могилеве. Это было престижное подразделение, предназначенное для воздушной обороны Ставки Верховного Главнокомандующего, но Ткачев отказался от спокойной тыловой жизни и возвратился в свой отряд. О боевой активности летчика Ткачева в те годы говорят факты: с 5 августа 1914 года по 15 сентября 1916-го он совершил 131 боевой полет общей продолжительностью около 185 часов. Еще более показателен и красноречив его послужной список, который включал почти все офицерские награды того времени:  
  • внеочередное продвижение по службе – чин есаула за отличия в боях в период с 19 августа по 3 сентября 1914 года;
  • орден Святого Равноапостольного Князя Владимира 4-й степени с мечами и бантом – за отличия в делах против неприятеля с 27 сентября по 21 октября 1914 года;
  • орден Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» - за отличия в делах против неприятеля с 1 декабря 1914 года по 1 июня 1915-го;
  • орден Святого Станислава 2-й степени с мечами и бантом – за боевые отличия, награжден 16 мая 1915 года;
  • орден Святой Анны 2-й степени с мечами и бантом – за отличия в делах против неприятеля при штабе Рижского укрепрайона, награжден 10 декабря 1915 года;
  • французский военный крест (Croix de Guerre), пожалованный президентом Франции 30 июня 1917 года;
  • чин полковника – за боевые отличия, присвоен 25 августа 1917 года и т.д.
В марте 1916 года Ткачев был рекомендован на должность командира формируемого 11-го авиадивизиона, а через 20 дней вышел приказ о его назначении временно исполняющим дела командира этого дивизиона. Формирование шло более месяца, и Ткачев показал себя в этом деле великолепным организатором и руководителем. После утверждения в должности он вместе с управлением дивизиона прибыл на фронт. Несмотря на высокий командный пост, Ткачев продолжал участвовать в боевой работе. За умелое ведение воздушной разведки в мае и июне 1916 года он был удостоен Георгиевского оружия. В приказе о награждении говорилось: «…будучи командиром дивизиона в чине есаула, во время боев под Тернополем 25 мая 1916 года, несмотря на губительный огонь зенитных орудий противника, неоднократно прорывался в тыл противника, производил там разведку и своевременно давал ценные сведения… 25 мая, встретившись с «Альбатросом» противника, вооруженным пулеметом, вступил с ним в бой и обратил его в бегство. 19, 21 и 27 июня 1916 года в районе рек Липы и Стыри им были добыты и своевременно доставлены в штаб армии сведения особой важности о сосредоточении в этом районе сильной ударной группы противника, угрожавшей прорывом нашего фронта в направлении Луцка, благодаря чему своевременно принятыми мерами противник был разгромлен». И еще об одной победе Ткачева. 1 августа 1916 года он вместе с офицером-наблюдателем подпоручиком Хризосколео вылетел на самолете «Ньюпор» для преследования аэроплана противника, возвращавшегося из района станции Здолбунов. Ткачев в своем боевом донесении сообщил: «Стремительно и беспощадно атаковал его дважды, снизу и с хвоста, изрешетив аппарат и пробив бензобак. Подпоручик Хризосколео выпустил из «льюиса» с минимальной дистанции 100 патронов, противник отстреливался издали, не причинив вреда… На ближней дистанции я своим маневром не давал возможности противнику вести стрельбу». Когда бензин был на исходе, русские летчики прекратили преследование. Уже приземлившись, они узнали, что поврежденный неприятельский самолет опустился в нашем расположении у деревни Хотин. При посадке у него сломались пропеллер и левое крыло. Вражеские летчики пытались сжечь самолет, но подоспевшие солдаты потушили огонь, а самих пилотов пленили. Ими оказались Эдмунд Пиркер и Герберт Шольц, оба из пятой австрийской авиароты. Их самолет «Aviatik B. II» с бортовым номером 34-11 был позже отремонтирован и оставлен при 11-м авиадивизионе. Узнав об этой победе, Великий Князь Александр Михайлович прислал Ткачеву телеграмму: «Ура» кубанскому казаку, поздравляю со славной добычей». Карьера Ткачева была стремительной и заслуженной: он недолго пробыл в должности командира авиадивизиона. Приказом по армиям Юго-западного фронта от 9 сентября 1916 года его назначили исполняющим обязанности инспектора авиачастей фронта, а чуть позже окончательно утвердили в этой должности. Своеобразным признанием высоких боевых заслуг Ткачева стало приглашение его в штаб Главнокомандующего Юго-западным фронтом генерала А.Брусилова. А в ноябре того же года ему был присвоен чин войскового старшины. На всех постах деятельность Ткачева получала высокую оценку командования. Так, в приказе по штабу 7-го Сибирского армейского корпуса от 11 марта 1916 года говорилось: «…целью для есаула Ткачева было всегда выполнение возложенной на вверенный ему отряд задачи во что бы то ни стало, причем самым энергичным работником в отряде был его начальник». А в приказе командующего 11-й армией от 23 августа 1916 года подчеркивалось, что Ткачев «…успел зарекомендовать себя с самой лучшей стороны как командир дивизиона и как военный летчик… Как образцовый командир дивизиона, в заботах о полной боевой готовности подчиненных ему частей, он периодически совершал… полеты для осмотра авиационных отрядов выдвинутых на фронт армий, и благодаря его личному руководительству на местах, боевая готовность отрядов всегда стояла на надлежащей высоте». Лестную оценку дал Ткачеву и генерал-квартирмейстер Юго-западного фронта генерал Духонин в своей телеграмме от 17 октября 1916 года: «Постоянные объезды и личное направление деятельности авиадивизионов инспектором авиации внесло полное однообразие в боевых требованиях, а личный пример выдающегося летчика поднял дух других пилотов, вызвал чувство соревнования, что не замедлило сказаться в ряде славных воздушных боев, где летчики показали величие духа и большое искусство». В январе 1917 года вышла в свет книга Ткачева «Материал по тактике воздушного боя», в которой автор проанализировал опыт, особенности, основные приемы, тактику одиночных и групповых воздушных боев на фронте. Этот оригинальный труд по достоинству оценил Великий Князь Александр Михайлович: «Войскового старшину Ткачева от души благодарю за составление первого руководства по тактике воздушного боя. Прошу всех летчиков твердо усвоить приводимые основы воздушного боя…». После февральской революции встал вопрос о замене Александра Михайловича на посту начальника Полевого управления авиации и воздухоплавания при штабе Верховного Главнокомандующего. Сам Великий Князь рекомендовал на свое место три кандидатуры: войскового старшину Ткачева, командира авиадивизиона Дюсимитьера и генерала Пневского. В апреле 1917 года на эту должность назначили Ткачева. То было тяжелое для России время, когда неудачи на фронте осложнялись негативными процессами внутри государства – развалом экономики и разложением русского общества. Но даже в тяжкие дни испытаний военная авиация России оставалась в отличие от других армейских частей боеспособной и вела нелегкую боевую работу вплоть до конца 1917 года. В декабре полковник Ткачев покидает Могилевскую Ставку, перебирается на родную Кубань и вступает в белогвардейский конный отряд рядовым казаком. Он активно участвует в боях, дважды попадает в плен, чудом спасается. И снова фронт, бои… Осенью 1918 года Ткачева, как представителя Кубанского казачьего войска, командируют в Киев, где состоялась его встреча с гетманом П.Скоропадским, не имевшая, правда, последствий. Ткачев возвращается на Кубань и приступает к формированию казачьего авиаотряда. И уже в марте 1919 года во главе его выступает на фронт. Позже стараниями командира отряд вырос в авиадивизион, и приказом по Кубанскому казачьему войску Ткачеву присваивается чин генерал-майора. Несмотря на это, он продолжает активно участвовать в боевых полетах. В одном из них, во время воздушной разведки в районе Царицына, Ткачев был ранен в правую ногу, но благополучно приземлился на своем аэродроме. Рана оказалась серьезной, и его отправили на лечение в Екатеринодар. Едва выздоровев, он снова вернулся в строй. В августе 1919 года ослабленный ранением Ткачев заболевает брюшным тифом, но все завершилось благополучно. После выздоровления он становится членом краевого правительства, однако из-за скорой смены кабинета оказывается не у дел. Три месяца Ткачев провел в вынужденном бездействии, пока Главнокомандующий вооруженными силами Юга России генерал-лейтенант П.Врангель не утвердил его начальником своей авиации. Это был заключительный период боевой деятельности Ткачева, в котором он проявил себя сильным организатором и тактиком.   Так, по инициативе Ткачева широко использовались совместные атаки низколетящих самолетов и конницы. Именно к этому периоду относятся наиболее удачные операции «белой авиации» против конных групп Красной Армии. В Крыму она «часто восполняла недостаток в живой силе, нередко брала на себя выполнение кавалерийских задач, являлась подчас тем стратегическим резервом, пользуясь которым Главное командование вырывало победу из рук противника». В октябре того же года Ткачев эвакуировался из Крыма в Константинополь с остатками армии Врангеля. Некоторое время, пока позволяло здоровье, Ткачев работал летчиком в Югославии. Затем долгие годы редактировал военный авиационный журнал «Ваздухопловни Гласник». В 1937 году принял югославское подданство, а когда началась Вторая мировая война, стал трудиться в русской гимназии. С трудом пережив военное лихолетье, Ткачев принял решение во что бы то ни стало вернуться в Россию. В октябре 1944 года он обратился с такой просьбой к командованию советских войск, вступивших в Югославию, и получил «добро». Однако по прилете в Москву его посадили в одиночный карцер на Лубянке и предъявили абсурдное обвинение – он, дескать, немецкий агент, посланный для ведения шпионажа. Приговор был суровый: 10 лет тюремного заключения без права переписки. Но это не сломило мужества Ткачева. В лагере, с трудом получив разрешение, он пишет труды по военной психологии и истории авиации. Такие, например, как «Анализ исторического развития авиации» (1948-1949), «Военный летчик штабс-капитан Нестеров» (1951-1954) и другие. За колючей проволокой он находил в себе силы заниматься этой работой, не имея под рукой справочников и данных архивов. В 1954 году, получив свободу, югославский подданный Ткачев имел возможность вернуться в ту страну, что приютила его в трудный час. Однако он принимает советское гражданство и остается в СССР, возвращается на родную Кубань и продолжает литературную деятельность. Главным его трудом стала книга «Крылья России», которая при его жизни так и не была издана. Умер Вячеслав Матвеевич в 1965 году, а реабилитирован только через 27 лет. Кстати, с донской земли вышли в Главкомы ВВС - А.Н.Ефимов, П.С.Дейнекин, В.М.Михайлов.